Государственная дума Российской империи

Государственная дума Российской империи — представительное законодательное учреждение России в 1906—1917 годах. С юридической точки зрения — нижняя палата российского парламента (верхней палатой стал реорганизованный Государственный совет). Создание Государственной думы Российской империи знаменовало собой преобразование абсолютной монархии в конституционную, начало этапа «конституционного самодержавия», который характеризовался сохранением неограниченных прав царя в сфере исполнительной власти при незначительном ограничении в сфере законодательства и бюджета.

Государственную думу I созыва часто называют Первой Государственной думой, II созыва — Второй Думой, и т. д.

История

Идея создания в России представительного законодательного органа была вызвана в первую очередь массовыми народными волнениями, которая начала приобретать реальные черты после утверждения 6 августа 1905 года царём Николаем II документов, по которым должна была сформироваться и действовать Государственная дума Российской империи («Положение о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 года). Намерения относительно создания парламента содержались и в Манифесте от 17 октября 1905 года. Сначала планировалось, что Дума будет совещательным органом, которая станет заниматься разработкой и обсуждением законов. Однако рост недовольства в обществе заставило правительство и царя внести существенные коррективы к этим парламентским документам, a 23 апреля 1906 года утвердить новую редакцию Основных государственных законов, которые с государственно-правовой точки зрения можно назвать октроированой (то есть «дарованной» монархом) конституцией, подобной конституции Пруссии или Японии. В этих законах был закреплён ранее неизвестный государственному праву России принцип разделения властей. При этом Основные государственные законы отличались нечёткостью формулировок некоторых норм, регламентировавших деятельность Думы.

Принятый 11 декабря 1905 года новый избирательный закон сохранил куриальную систему выборов. К землевладельческой, городской и крестьянской куриям теперь добавилась и рабочая курия. Большинство при этом принадлежало крестьянам (49% всех выборщиков). Выборы предусматривались неравные (нормы представительства от каждой курии были неодинаковыми) и многоступенчатые. Выборы в Первую Государственную думу состоялись в марте—апреле 1906 года в условиях военно-полицейского террора. Несмотря на это, в Думу попали преимущественно либерально настроенные депутаты. Всего было избрано 448 депутатов.

Государственные думы I—IV созывов

Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета в зале Зимнего дворца 27 апреля 1906 года

Свою работу Государственная дума начала 27 апреля 1906 года.

Деятельность Первой Думы приобрела опасный для царизма характер, и 8 июля 1906 года она была распущена. 9—10 июля группа депутатов, из 200 человек, провела в Выборге совещание, на котором приняла решение о пассивном неповиновении правительству. Однако акция не имела успеха, а большинство её участников были арестованы. Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 года. В ней состояло 518 депутатов. Сословный состав депутатов изменился ещё больше в пользу крестьян. Победители первых думских выборов — кадеты, на этот раз потерпели поражение. Одновременно выросло число октябристов и правых. Центральные вопросы первых двух Дум касались аграрного сектора. Попытка как можно быстрее и радикальнее решить эти вопросы стала одним из главных факторов противостояния правительства и Думы. Основой дискуссии стала проблема отчуждения земель в пользу крестьян (во Второй Думе в контексте обсуждения был столыпинский указ от 9 ноября 1906 года). Среди принципиальных вопросов, которые обсуждались в первых двух Думах, была тема гражданских прав. Особенно активно поднимали этот вопрос депутаты Первой Госдумы, преимущественно представители кадетской партии. Хотя предложенные законопроекты так и не стали законами, их разработка и обсуждение способствовало развитию политического сознания широких слоёв населения. Осознание необходимости сплочения для борьбы за широкие национальные права и автономию способствовало созданию самостоятельных национальных фракций на окраинах Российской империи. Однако недолгое существование Второй Госдумы не дало возможности развернуть деятельность этих фракций. Вторая Дума была распущена 3 июня 1907 года.

Одновременно с указом о роспуске Второй Думы Николай II утвердил новый избирательный закон, что фактически означало государственный переворот, поскольку этот закон был принят вопреки Основам государственных законам. Кроме того, царский манифест от 3 июня 1907 года открыто провозглашал почти не ограниченный характер монаршей власти. Этими актами самодержавие закрепило поражение революции 1905—1907 годов. Третьеиюньский избирательный закон был направлен на обеспечение помещичье-буржуазного шовинистического состава Думы, поскольку эти социальные слои давали 2/3 общего числа выборщиков. Общее число депутатов сократилось до 442. Соответственно изменился и политический спектр, представленный в Третьей Думе, которая стала единственной из всех четырёх Дум, которая просуществовала весь отведённый срок (1 ноябрь 1905 — 9 июнь 1912 годы).

В течение всего срока полномочий третьего состава, Дума была послушным орудием в руках царизма. В основном она принимала многочисленные мелкие законопроекты. Либеральные законопроекты (о волостном земстве, волостных и местных судах, так называемые вероисповедные законопроекты и др.) были отклонены. Эта Дума совершила лишь одну значительную реформу — приняла указ от 9 ноября 1906 года, а затем и закон от 14 июня 1910 года (так называемые Столыпинские аграрные реформы), а среди существенных актов — правительственный законопроект о введении земств в 6 западных губерниях. Шовинистический настрой депутатов Третьей Думы оказался на принятии закона об общеимперском законодательстве для Финляндии (закон от 17 июня 1910 года), который был направлен на отмену финляндской конституции.

Зал заседаний Государственной думы

Третьеиюньской избирательный закон был применён и при образовании Четвёртой Думы, которая начала действовать с 15 июня 1912 года. В IV созыве царизму удалось сохранить октябристское большинство. По составу она мало чем отличалась от Думы предыдущего созыва, разве что среди депутатов значительно прибавилось представителей из духовенства. Четвёртая Дума также отличилась принятием мелких законопроектов (только в период первых двух сессий правительством на рассмотрение было внесено более 2 тысяч таких актов). Одновременно практиковалось внедумское законодательство (например, утверждение бюджета на 1914 год). Впрочем, в это время в Думе наблюдаются попытки самостоятельных законодательных инициатив. Так, она приняла формулу, по которой правительство стало привлекаться к реализации Манифеста 1905 года, высказалась за кадетский законопроект о свободе печати, собраний, союзов и т. п. Однако с началом Первой мировой войны сессии стали созываться нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством без участия Государственной думы. В первые дни войны страну охватила патриотическое движение. Дума торжественно поддержала правительство. Летом 1915 года наблюдался кризис в отношениях Думы и правительства, был создан так называемый прогрессивный блок, в котором руководящую роль играли кадеты. Указом царя от 25 февраля 1916 года заседания Государственной думы были прерваны, и она больше не собиралась, хотя формально и фактически продолжала существовать и влиять на развитие событий в стране. 2 марта 1917 года создано Временное правительство. В дальнейшем деятельность Государственной думы проходила в виде «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило распустить Государственную думу в связи с началом выборов в Учредительное собрание. Окончательно Государственная дума была ликвидирована декретом СНК 18 февраля 1917 года.

Литература

  • Калинычев Ф. И. Государственная дума в России: сборник документов и материалов. — М.: Юридическая литература, 1957. — 646 с.
  • Кирьянов И. К. , Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. — Пермь: Издательство Пермского университета, 1995. — 168 с.