Закон

Закон — нормативный акт высшей юридической силы, регулирующий важнейшие общественные отношения.

Принимается органом законодательной власти или референдумом. Является основной категорией законодательства, поэтому его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике.

Общие положения

Как нормативный правовой акт высшей юридической силы относительно других нормативных правовых актов закон вместе с тем должен соответствовать конституции. Согласно Конституции России (ст. 15) законы и другие нормативные правовые акты принимаются на ее основе и должны соответствовать ей. Из широкого круга общественных отношений законом определяются лишь принципы и основы, в частности: порядок создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, СМИ; правовые основы и гарантии предпринимательства; основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры, здравоохранения; порядок использования природных ресурсов; правила внешнеторговых отношений, внутриэкономической деятельности, таможенного дела; основы национальной безопасности, организации Вооружённых сил России, обеспечения общественного порядка и т. п.

Такие формы прямого народовластия, как выборы и референдум регулируются исключительно законами России. Регулирование других форм непосредственной демократии (народные обсуждения и т. п.) допускаются подзаконными актами.

Основные признаки

Теория закона сформулировала следующие основные его признаки:

  • Закон принимается только законодательным органом представительского характера или населением государства в порядке референдума. Это обеспечивает определённый уровень демократизма процесса правотворчества, поскольку принятый таким образом нормативный правовой акт отражает интересы всех социальных групп и обеспечивает их равенство.
  • Закон в пределах своего действия регулирует важнейшие общественные отношения. Все другие акты принимаются с целью конкретизации и детализации законоположений.
  • Закон имеет наивысшую юридическую силу в системе нормативных актов страны. Любой другой правовой акт принимается на основе, во исполнение и в соответствии с законом. Нормативный акт противоречащий закону подлежит отмене. Это обеспечивает верховенство закона, поддерживает иерархичность и единство системы нормативных актов.
  • Как разновидность нормативных актов закон устанавливает общеобязательные правила поведения, имеет надлежащую форму, порождает юридические последствия и гарантируется государством.
  • Закон является стабильным нормативным актом. В случае необходимости он дополняется, изменяется или отменяется чётко определённым кругом органов и в определённом порядке.
  • Закон имеет соответствующую структуру. Элементами структуры закона являются: наименование органа, принявшего акт; название закона; преамбула; правовые предписания закона и последствия их невыполнения; отмена законом других нормативных правовых предписаний; нормы относительно опубликования закона и вступления в силу; подпись соответствующего должностного лица.
  • Закон является нормативным актом, принимаемым в особом процессуальном порядке, называемом законодательным процессом. В России он определяется Конституцией, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации и другими законами и состоит из ряда последовательных стадий.
  • Закон охраняется и гарантируется государством, который обеспечивает необходимые условия для выполнения закона и применяет меры принудительного характера к субъектам, которые не выполняют или нарушают требования закона.
  • Закон принимается в соответствии с требованиями логики, стиля и языка, что способствует единообразному и точному его пониманию и применению, повышению эффективности системы нормативных актов в целом.

Классификация

Классификация законов осуществляется на основе различных критериев:

  • по юридической силе — конституционные законы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, которые является юридической базой текущего законодательства (конституционные законы, вносящие в конституцию изменения, дополнения или конкретизирующие положения основного закона); текущие законы, принимаемые на основе и во исполнение конституционных законов, составляющие текущее законодательство;
  • по субъектам законотворчества — акты, принятые: в результате референдума или высшим законодательным органом государства;
  • по предмету регулирования — законы конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. п.
  • по характеру регулирования — органические, то есть законы, необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией, их перечень определён в конституции; исключительные законы, принимаемые при чрезвычайных обстоятельствах вне плана законотворческих работ;
  • по объему действия на субъектов — общие законы (распространяются на всех субъектов независимо от их статуса); социальные законы (регламентируют деятельность чётко очерченных групп субъектов), которые имеют особый статус.

Законодательный процесс в России

Процедуру разработки и принятия законов называют законодательным процессом, который состоит из определённых этапов. Порядок законотворческого процесса в России определён в Конституции и Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации.

Основные стадии законодательного процесса — законодательная инициатива, обсуждение законопроекта в Госдуме, принятие законопроекта в нескольких чтениях, его одобрение в Совете Федерации, подписание законопроекта президентом России и опубликование в официальном источнике.

Право законодательной инициативы в России принадлежит Президенту, Правительству, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным органам субъектов России, а также высшим судебным органам Российской Федерации (только по вопросам их ведения). В Алтайском крае, Ярославском и Томском областях правом законодательной инициативы наделены также обычные граждане. В 2011 году Госдуме было предложено ввести это правило на федеральном уровне, чтобы граждане России могли вносить свои предложения через общественную палату, однако идея не получила достаточной поддержки среди депутатов.

Законопроект вносится в Госдуму и проходит три чтения: в первом чтении депутаты голосуют за законопроект в целом, а в последующих — сначала за поправки и лишь потом за законопроект целиком. Между чтениями делается перерыв в 15 дней для внесения поправок к проекту закона. В случае если на первом чтении законопроект будет одобрен двумя третьими (квалифицированным большинством) от общего числа депутатов Госдумы, то его обсуждение на последующих чтениях не обязательно. Если же за проект закона проголосуют меньше половины депутатов, то он считается не принятым и работа по нему прекращается.

После принятия законопроекта Госдумой, в течение 5 дней, он направляется в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в срок до 14 дней. Если верхняя палата не уложится в установленный срок, он автоматически считается принятым и направляется на подписание Президенту. Совет Федерации принимает закон простым большинством голосов (50% + 1 голос). При недостаточном количестве голосов он возвращается в Государственную Думу на доработку. Для преодоления разногласий палаты могут создать согласительную комиссию. Государственная Дума может обойти вето Совета Федерации если за законопроект проголосует квалифицированное большинство депутатов.

Дальше, в течение 5 дней закон направляется Президенту, который в срок не превышающий двух недель подписывает его либо отклоняет. Отклонённый на этой стадии законопроект передается в Государственную Думу. Закон предусматривает обход подписи Президента если обе палаты Федерального Собрания наберут две трети от общего числа голосующих.

Последняя стадия законодательного процесса — обнародование, наступает по истечении 7 дней после подписания проекта закона. Закон вступает в силу через 10 дней со дня его в официальном печатном издании, если иное не предусмотрено самим нормативным актом.

Законы России

Вид закона Как принимается Какие регулирует вопросы
Конституция Российской Федерации Принимается на референдуме большинством голосов. Изменения в главы 1, 2, 9 могут вноситься Конституционным собранием, а также путём референдума. Изменения в главы 3—8 осуществляет Федеральное Собрание с одобрения субъектов Российской Федерации, а право изменять наименования субъектов России (ст. 65 Конституции) принадлежит Президенту. Признаёт и гарантирует основные права и свободы, определяет основы конституционного строя, государственного устройства, порядок образования законодательных, исполнительных и судебных органов власти и органов местного самоуправления.
Федеральный конституционный закон Принимается палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов, без права вето. Порядок принятия нового субъекта в состав России; изменение статуса субъекта; установление Государственного флага, герба и гимна России, их описания и порядок официального использования; порядок деятельности Правительства; установление судебной системы; полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, арбитражных и военных судов в России; режимы чрезвычайного и военного положения; порядок созыва Конституционного собрания.
Федеральный закон Принимается Государственной Думой, а затем Советом Федерации обычным большинством голосов. Вопросы отнесённые к исключительному ведению Российской Федерацией (ст. 71 Конституции), а также к совместному ведению Российской Федерации и его субъектов (ст. 72 Конституции), за исключением вопросов затрагивающих конституционные положения (по ним принимаются Федеральные конституционные законы).
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации Принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, законодательного органа субъекта России. Базовые отношения организации и функционирования публичной власти и общества (аналогично федеральной конституции) на территории субъекта России.
Законы субъектов Российской Федерации Принимаются обычным большинством голосов от установленного числа депутатов, законодательного органа субъекта России. Вопросы отнесённые ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и его субъектов, а также все остальные вопросы не отнесённые к ведению Российской Федерации. Как правило действуют на территории отдельного субъекта.

Литература

  • Теория закона / Сост. Ю. А. Тихомиров, отв. ред. В. П. Казимирчук. — М.: Наука, 1982. — 257 c.
  • Теория государства и права / Под ред. А. В. Малько, Н. И. Матузова. — М.: Юристъ, 1997. — 672 c.
  • Общая теория государства и права: академический курс в 2-х томах / В. В. Борисов, Н. В. Витрук, Н. Л. Гранат, Ю. И. Гревцов, и др. — М.: Зерцало, 1998. — 640 c. — Т. 2.
  • Конституционное право России / В. Г. Стрекозов — М.: Спарк, 2002. — 260 c.