Избирательное право

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

1. Система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанных с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления путём голосования. Является одним из древнейших институтов конституционного (государственного) права. Народные голосования известны ещё древним демократиям. Нормы избирательного права закреплены в конституциях стран Европы, которые регулируют порядок формирования парламентских институтов. Первым выборным органом на Руси считается народное вече (совет), в которое входили главы вольных семейств, родов, племён, правомочные избирать воевод и князей на управление городом или княжеством.

Современное избирательное право — один из немногих институтов конституционного права, для которого разработаны единые международные стандарты как на межконтинентальном (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, 1948 года), так и на региональном (ст. 23 Американской конвенции о правах человека 1969 года, ст. 13 Африканской хартии прав человека и народов 1981 года, ст. 7 Документа Копенгагенского совещания по человеческому измерению от 29 июня 1990 года) уровнях. Объективное избирательное право любого государства регулирует избирательную систему страны в целом. В частности, избирательное право России регулирует правоотношения, связанные с организацией и проведением выборов депутатов Государственной думы, Президента Российской Федерации, депутатов представительных органов субъектов и местного самоуправления, глав муниципальных образований.

Предметом правового регулирования избирательного права России является его основные принципы, требования к избирателям и кандидатам на выборную должность, статус субъектов избирательного процесса, порядок организации выборов, формирования выборных органов, стадии избирательного процесса, порядок обжалования нарушений, допущенных в ходе выборов, и т. п.

Источники избирательного права — как правило, избирательное законодательство. В конституциях большинства стран мира предусмотрена исключительно законодательная регламентация выборов. Система источников избирательного права зависит от правовой системы страны, правовых традиций, политической и правовой культуры и других факторов. Источниками избирательного права в России являются: Конституция страны, законодательные акты о выборах — Федеральные законы России «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002), «О выборах Президента Российской Федерации» (2003), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (2014), «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (2012) и другие нормативные правовые акты; нормативные правовые акты и нормы смежных отраслей права, регулирующих определённые стадии избирательного процесса. В некоторых странах, в частности во Франции, Бельгии, Египте, Аргентине, на Мадагаскаре, в Камеруне, действуют избирательные кодексы.

2. Субъективное избирательное право граждан, позволяющее им участвовать в выборах. Такое избирательное право делится на активное и пассивное. Активное избирательное право — это установленное конституцией или законом право гражданина выбирать, то есть участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления путём голосования. Пассивное избирательное право означает право быть избранным, то есть баллотироваться на соответствующие должности. Законодательство многих стран предусматривают определённые требования к участникам выборов. Согласно российскому законодательству активное избирательное право — право избирать, которое имеют граждане страны, достигшие на день проведения выборов 18 лет.

Не имеют права голоса граждане, признанные судом недееспособными. Пассивное избирательное право зависит от вида выборов. В Российской Федерации главой муниципального образования (за некоторыми исключениями, установленными законом) или депутатом представительного органа местного самоуправления может стать гражданин России, достигший на день выборов 18 лет. Для Госдумы этот ценз увеличен до 21 года. Тоже самое правило действует по отношению к кандидатам на пост главы города и в законодательные органы субъектов России. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий в России в течение 10 последних перед днём выборов лет и владеющий государственным языком России. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Ограничения и требования к участникам выборов существуют, как правило, во всех странах с момента возникновения института выборов в современном смысле этого понятия. К концу XVIII века в Европе самым распространённым видом ограничений избирательного права были цензы имущественного характера. Позже были установлены возрастной ценз и ценз оседлости. Возрастной ценз для активного избирательного права преимущественно устанавливается с достижением избирателем совершеннолетия, хотя сначала в большинстве европейских стран возрастной ценз составлял 21—25 лет. Во 2-й половине XX века в большинстве стран возрастной ценз был снижен до 18 лет. Начало этому процессу положили Великобритания (1969), ФРГ и США (1970). Однако до сих пор сохраняется расхождение между возрастными цензами для активного и пассивного избирательного права. В частности, на выборах в нижние палаты парламентов Бельгии, Великобритании, России соотношение возрастных цензов для активного и пассивного избирательного права составляет 18 и 21 год; во Франции и Румынии — 18 и 23; в Италии, Канаде, США и ряде других стран — 18 и 25. На выборах в верхнюю палату парламента возрастной ценз для пассивного избирательного права значительно выше, чем в нижней. В США право быть избранным в палату представителей предоставлено с 25-летнего возраста. В Италии возрастной ценз для избрания в верхнюю палату парламента составляет 40 лет, во Франции — 25, в Румынии — 35. Минимальный возраст для члена Совета Федерации в России — 30 лет. При этом кандидат на эту должность должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в субъекте России, от которого он выдвигается, не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также людей, занимавших государственные должности или находившихся на гражданской государственной службе не менее 5 предыдущих лет.

Ценз оседлости сейчас внедрён во многих странах, хотя есть и определённые различия: в США он составляет 1 месяц, в Австралии, ФРГ и Японии — 3, в Бельгии и Франции — 6, в Канаде и Финляндии — 20 месяцев т. д. Этот ценз обусловливает необходимость проживания в течение установленного срока на территории соответствующего избирательного округа или административно-территориальной единицы. В некоторых странах ценз оседлости определён для государства в целом. Например, в Конституции Исландии указано, что для участия в голосовании на парламентских выборах нужно проживать в стране не менее 5 лет. Аналогичный срок оседлости для предоставления активного избирательного права установлен в Норвегии, для пассивного же избирательного права он составляет в этой стране 10 лет.

Наряду с возрастным цензом и цензом оседлости в ряде стран существуют ограничения граждан в избирательных правах. Как правило, такие ограничения предусмотрены для тех, кто совершил преступление и отбывает наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьёй 32, пункта 3 Конституции Российской Федерации «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечисляет категории лиц, лишённых пассивного избирательного права. К ним относятся: осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости; осуждённые за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение некоторых административных правонарушений (пропаганда и публичная демонстрация экстремистской символики, производство и распространение экстремистских материалов). Граждане России имеющие иностранное гражданство или же какой-либо документ, подтверждающий право проживать в иностранном государстве (патент, вид на жительство), не имеют права быть избранными в законодательные органы России и её субъектов. такие лица могут избираться в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным соглашением.

Литература

  • Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2005. — С. 235. — 1056 с. — 6000 экз. — ISBN 5-89123-889-6.
  • Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М. В. Баглая. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — С. 391. — 784 с. — 6000 экз. — ISBN 5-89123-938-8.