Исламское право

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Исламское (мусульманское) право — одна из самых распространённых в современном мире религиозных правовых систем, комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которой являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними и проникнутые религиозным духом, моральные и юридические нормы. Немецкие учёные К. Цвайгет и Х. Кётц определяют исламское право как совокупность норм и правил, полученных из божественных откровений, которым обязан руководствоваться верующий мусульманин для надлежащего выполнения своего религиозного долга.

Общая характеристика мусульманского права и религии

Возникновение исламского (мусульманского) права связывают с жизнедеятельностью пророка Мухаммада. Двумя безоговорочными постулатами исламского права является «нет никакого божества кроме Аллаха» и «Мухаммад является пророком и посланником Аллаха». Исламское право сочетает в себе религиозные и юридические начала, что нашло отражение в специфике его источников и структуре, механизме действия и и правопонимания. Это означает, что для реализации правовой нормы необходимо её соответствие не только основополагающим правовым, но и религиозным принципам, поэтому, как правило, исламские правоведы были одновременно и теологами. Ислам регулирует все без исключения сферы общественной жизни, а также личный статус мусульманина. В связи с этим область регулирования исламского права значительно шире, чем области регулирования светского права, поскольку оно охватывает все аспекты жизни. Выполнение норм исламского права обеспечивается коллективной ответственностью исламской общины за поведение каждого члена общества, а также индивидуальной связью мусульманина с Аллахом.

Исламское право состоит из двух частей: шариат и фикх. Шариат является комплексом религиозных предписаний, а фикх — его юридическая составляющая. Шариат охватывает общественные отношения с религиозной точки зрения на основе толкований Корана и сунны, в то время как фикх оценивает их с правовой точки зрения.

Ислам — самая молодая из мировых религий. Её возникновение в VII веке связано с деятельностью Пророка Мухаммада, который согласно преданию передал волю Аллаха людям. Несмотря на относительно молодой возраст, ислам быстро распространился по всему миру. Сначала он нашёл своих сторонников в Африке, затем проник в Южную Европу и Азию. Сейчас мусульманское право охватывает своим действием около 1 миллиарда человек и является одной из тех правовых систем, которые продолжают интенсивно развиваться.

Характерные черты исламского права

Карта распространения исламских течений и школ права
  • Неразрывная связь права и ислама. Мусульманское право является составной частью ислама. Эта религия содержит определённые теологические нормы, устанавливающие, во что должен верить мусульманин, а также Шариат — совокупность норм, которые предписывают верующим, что следует делать и что не следует. Именно последняя составляющая ислама и представляет собой совокупность правил поведения, которые называют мусульманским правом.
  • Мусульманское право регулирует общественное отношения только между мусульманами. Такой персональный характер означает, что оно распространяется на лиц, исповедующих ислам. В контексте этого вопроса следует различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманских государств». Разница заключается в том, что, во-первых, источниками мусульманского права являются религиозные нормы, которые содержатся, например, в Коране, а источником светского права являются нормативные акты, обычаи, прецеденты. Во-вторых, мусульманское право распространяет своё действие только на тех, кто исповедует ислам, а право мусульманских государств регулирует отношения между всеми гражданами страны.
  • Мусульманское право состоит в основном из обязанностей, возлагаемых на лицо, и санкций за их невыполнение и нарушение. Нормы мусульманского права устанавливают определённый образец должного поведения, который считается приемлемым с точки зрения ислама. Часто санкции этой религиозно-правовой семьи являются очень жестокими. Субъективные права индивида чётко не закреплены в шариате, но всё же они имеют место. Это достигается посредством признания определённых границ обязанностей, а также уточнением объёма прав, признанных за индивидами. Неуважение и нарушение этих прав влечёт за собой применение санкций, налагаемых мусульманским судьёй.
  • Мусульманское право имеет казуистический, формальный и архаичный характер. Поскольку исламское право считается божественным, то оно, в принципе, является неизменным. Ему также неизвестен исторический подход. Но даже при условии его «неизменности» нужно понимать, что оно не могло бы существовать в первоначальном виде в современном обществе. Исламская юриспруденция признаёт, что право, которое открылось в результате божественного открытия, не было сразу сформировано в ясной и понятной форме. Поэтому исламским юристам пришлось сделать многовековую работу по углублённому изучению источников права, в результате чего многие нормы менялись и приспосабливались к условиям жизни. Многие нормы исламского права являются казуистическими, поэтому не охватывают однородные общественные отношения в отличие от романо-германской системы права, и регулируют лишь отдельные конкретные случаи. Формальность норм мусульманского права заключается в том, что, от его субъектов требуется в основном соблюдения самого содержания нормы, а не духа всего права.
  • Несистематизированный характер. Поскольку исламское право является результатом божественного творения и не может быть изменено, то оно никогда не испытывало систематизации. Только в 1869—1876 годы В Османской империи была разработана кодификация Маджали, которая стала первым кодифицированным сборником мусульманских правовых норм. В то время это было необходимым, но в то же время необычный шагом. Необходимым он был потому, что уже стало невозможным требовать от тогдашних юристов изучения средневековых юридических книг, а необычный он в том, что впервые нормы шариата вступили в силу на основании государственного акта и были систематизированы на основе европейского права.
  • Исламское право характеризуется наличием нескольких течений и школ права. Существуют два больших течения — сунниты и шииты, — каждая из которых в свою очередь разбита на несколько школ.

Источники исламского права

Священная книга мусульман

Исламский учёный Мухаммад аш-Шафии сформулировал учение «четырёх корней», которая способствовала созданию единой системы источников мусульманского права. К ним относят:

  • Коран является главным источником мусульманского права. Эта священная книга представляет собой запись дарованного Аллахом откровения, переданного через Пророка Мухаммада. Коран содержит две основные разновидности поведения. К первому относятся детализированные нормы, например, по поводу вопросов брака, наследования, семьи. Ко второй группе правил поведения относятся исходные принципы и общие цели, которые должны лежать в основе конкретных решений.
  • Сунна представляет собой сборник зафиксированных высказываний и поступков Пророка Мухаммада, которые считаются образцом надлежащего и правомерного поведения, которому должны придерживаться мусульмане. В совокупности с Кораном она составляет содержание шариата и является его основным источником.
  • Иджмадоктрина мусульманского права, которую составляют мнения наиболее авторитетных исламских правоведов по поводу вопросов, которые не урегулированы в Коране или сунне. Иджма заполняет пробелы в религиозных нормах. Именно на этот источник чаще всего ссылаются судьи в свой практике.
  • Кияс является особым источником, который толкует Коран и сунну методом суждения по аналогии. То есть его суть заключается в применении схожих норм, содержащихся в Коране и сунне, в других аналогичных ситуациях.

Следует заметить, что судебный прецедент никогда официально не признавался источником мусульманского права. Решение суда считается только моральным суждениям, который может быть изменён и пересмотрен. Официально правовой обычай тоже не признавался источником права, но выполнял вспомогательную роль при решении различных вопросов, таким образом расширяя и уточняя применяемый принцип права или нормы.

Важную роль в «смене» и приспособлении права к требованиями современной жизни сыграли соглашения. Они также официально не признаются источниками права, но создают широкое поле для проявления инициативы и осуществления самостоятельной деятельности субъектами правоотношений в условиях строгой религиозности и ортодоксальности.

Нормы мусульманского права делятся на два вида. Ибадат — предписания, регулирующие взаимоотношения человека и Бога, и содержат нормы по выполнению религиозных обязанностей. Муамалат — предписания, регулирующие отношения между самими мусульманами.

Соотношение мусульманского права и права мусульманских государств

Применение шариата по странам с преимущественно мусульманским населением:
     страны со светским законодательством;
     шариат регулирует только вопросы семейного права;
     шариат регулирует все сферы жизни;
     применении шариата отличается в зависимости от региона.

В первую очередь очень важно различать «исламское (мусульманское) право» и «право мусульманских государств». Эти понятия являются достаточно близкими, но не тождественными. Общество мусульманских государств живёт, руководствуясь обычаями и законами, которые, в свою очередь, опираются на принципы мусульманского права. Но в течение различных исторических периодов нормы религиозного и светского права могли противоречить друг другу. Даже если религиозные нормы имели наивысшую силу, они не всегда на практике применялись одинаково.

Усиление дуализма правовых систем мусульманских государств обусловлено многими причинами. Среди них:

  • В процессе исторического развития государств, в которых царит исламская религиозно-правовая система, социально-экономические и политические отношения рано или поздно достигают такого развития, что регулировать эту сферу отношений с помощью религиозных норм и догм становится всё сложнее, а иногда вообще невозможно.
  • Развитие международных экономических, культурных, политических связей (в том числе и с неисламскими странами) требует развития в основном светского нормотворчества.
  • Мусульманское право в определённом смысле со временем «врастает» в другие правовые семьи и системы других государств. На него также оказывает влияние право западных стран и процессы так называемой вестернизации.

Эти причины не являются исчерпывающими, существует ряд других, но все они способствовали модерднизации исламского права, в частности проведению прозападных реформ, кодификации законодательства, реформированию судебной системы и т. п. Очевидно, что эти процессы не являются характерными для стран данной религиозно-правовой семьи.

Системы различных мусульманских стран, по мнению французского учёного Р. Давида, не является одинаковым, что обусловлено различными традициями, а также различным общественным развитием. Вследствие этого он предложил классифицировать такие государства на три группы, но из-за исчезновения с политической карты мира социалистических республик с мусульманским населением, теперь уместно учитывать только две группы.

Первая группа

К ней принадлежат: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Иран, Кувейт, Бахрейн, Катар, Афганистан, Пакистан и др. Характерной чертой этой группы является то, что ислам в них считается государственной религией, а соответственно мусульманское право является основой правовой системой, что обусловливает соответствие всех правовых норм шариату. Нормы и принципы исламского права в таких странах играют ведущую роль в правовой системе, а также подчиняют себе все сферы общественной и личной жизни. Например, в Иране существуют различные кодификации права, созданные ещё в начале XX века, которые с принятием новой Конституции были не отменены, а были изменены в соответствии с нормами шариата.

Вторая группа

К ней относятся: Нигерия, Танзания, Судан, Индия, Бангладеш, Малайзия, Алжир, Марокко, Сенегал, Сирия, Тунис и др. Эта группа, в свою очередь, делится на подгруппы в зависимости от того, по какому образцу развивалось право в той или иной стране. Выделяют следующие подгруппы:

  • страны, которые развивались по образцу общего права (Нигерия, Судан, Танзания и т. д.);
  • страны, которые развивались по образцу французского права (Алжир, Иордания, Тунис и т. д.);
  • страны, которые развивались по образцу голландского права (Индонезия).

Эта группа характерна тем, что исламское право в этих государствах регулирует лишь отдельные аспекты общественной жизни, например, такие как вопросы личного статуса, религиозных учреждений, земельного режима. Другие сферы регулируются светскими нормами и не всегда и не в полной мере соответствуют принципам шариата.

Литература

  • Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. — М.: Городец, 2002. — 1068 с. — ISBN 5-9258-0057-5.