Кабала

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Кабала (от араб. القبلا — соглашение, обязательство) — тяжёлая форма личной зависимости, как правило, связанная с займом.

Термин

Арабское слово, которым прежде обозначали договор купли-продажи. В русский язык этот термин перешёл от татар со значением заёмной расписки и был в этом смысле общеупотребительным в XIV—XVII веках.

История

В России термин «кабала» начал применяться на рубеже XIV—XV веков. Кабалой именовались юридические акты, которыми оформляли долговые обязательства (т. н. кабальные грамоты). Широкое применение кабальных договоров в течение XV—XVII веков было характерно для большей части Московского государства.

Известны такие виды кабальных грамот: заёмные, которыми оформлялись беспроцентные или процентные (ростовые)[1] ссуды; закладные (ими оформляли кредит под залог недвижимого имущества); служилые (ими оформлялось состояние кабального холопства с указанием суммы займа и процентов, который отрабатывал должник личной службой во дворе у кредитора[2]); выкупные (договора, которыми оформлялась купля-продажа кабального холопа одним феодалом у другого). Все эти сделки оформлялись в кабальных книгах.

Кабальные холопы (кабальные люди) — одна из категорий холопов, возникшая в середине XV века в Московском централизованном государстве. Распространению кабального холопства способствовала прежде всего разветвлённая система денежных займов. Именно обязательства должников отрабатывать проценты за взятую в долг сумму в хозяйстве кредитора создавало временную (до выплаты долга) холопскую зависимость. Юридическое состояние кабальных холопов к концу XVI века регулировалось соответствующими указами и другими актами. Кабальных холопов можно было продавать, наследовать, отдавать в приданое и т. п. Дети кабальных холопов, рождённые во время пребывания родителей в неволе, также считались кабальными людьми. Единственное отличие кабального холопства от холопства других разрядов заключалась (до царского указа от 1 февраля 1597 года) в возможности прекращения кабальной зависимости путём выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе кабального холопа от одного господина к другому, который и давал необходимую для выплаты долга сумму. В середине XVI века право выплаты долга другим феодалом (даже без участия кабального холопа) получило значительное распространение, в связи с чем Судебник 1550 года установил определённые ограничения (ст. 78) и запретил продажу в холопы боярских детей в возрасте до 15 лет (ст. 81).

Существовали группы деловых и служилых кабальных холопов. Первые использовались как дворовая челядь и сельскохозяйственные работники, другие — как приказные люди и боевые холопы феодалов (составляющие вооружённую свиту свиту и личную охрану господина), которые наделялись землёй и вели собственное хозяйство. Указом от 1 февраля 1597 года введена пожизненная служба кабальных холопов (до смерти феодала), что ликвидировало возможность прекращения службы по выплате долга. После смерти господина кабальные холопы и члены его семьи получали свободу без выплаты долга.

Широкое применение труда кабальных холопов в сельском хозяйстве в XVII веке постепенно привело к фактическому слиянию экономического состояния кабальных крестьян и крепостных. Наделение кабальных холопов землёй, предоставление им средств производства, выполнение ими оброка и барщины стимулировалось тем, что кабальные холопы до финансовой реформы 1679—1681 годов не несли государственных повинностей. Введение подворного обложения юридически оформило слияние холопов, имевших самостоятельное хозяйство, с крепостным крестьянством. Полное слияние всех разрядов холопства с крепостными произошло вследствие введения 1724 году подушного налога.

Комментарии

  1. По которому уплачивался процент (по старославянски «рост») деньгами или натурой.
  2. С 1680 года служилые кабальные грамоты содержали только обязательства служить до смерти господина.

Литература

  • А. С. Лаппо-Данилевский. Служилые кабалы позднейшего типа. — М.: Российская государственная библиотека, 1909.
  • Б. Д. Греков. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1952—1954. — Кн. 1—2.
  • В. О. Ключевский. Курс лекций по источниковедению. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. — Т. 7.
  • В. М. Панеях. Вопросы экономики и классовых отношений в русском государстве XII—XVII веков — М.: Ленинград, 1960.
  • Л. В. Черепнин. Образование русcкого централизованного государства в ХIV-ХV веках. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.