Плебисцит

Плебисцит (лат. plebiscitum — решение народа) — институт референдума или одна из его разновидностей, форма непосредственной демократии.

Плебисцит — голосование лиц, наделенных активным избирательным правом, по изменению государственной принадлежности определенной территории или определения ее статуса как территории нового государства, а также принятие или изменение формы государственного правления. По общему правилу плебисциты проводятся в пределах территорий, которые являются объектом возможной цессии (передачи) и с участием только их населения.

Вопросы изменения территории, осуществляемых способом плебисцита, иногда регламентируется на уровне конституций. В конституции Азербайджана 1995 указано, что по решению парламента может быть проведено всенародное голосование по «уточнению границ». «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины» — указано в ст. 73 Конституции Украины 1996 года. В действующих конституциях Словакии и Хорватии предусмотрено проведение плебисцита для решения вопросов вступления в союзы с другими государствами и выхода из них, хотя юридическая природа таких союзов не указывается.

Термин «плебисцит» тесно связан с теорией народного суверенитета, сформулированной накануне Великой французской революции конца XVIII века. Территория государства всегда считалась объектом особого вещного права, однако субъектом этого права признавался не монарх, наделенный абсолютной властью (суверен), а население (народ) соответствующей территории. По содержанию такого подхода вопросы передачи территории, то есть территориальных изменений, должны решаться на основе волеизъявления соответствующего населения путем голосования. В конце XVIII века в литературе впервые появляется термин «плебисцит» для обозначения способа (юридической предпосылки) присоединения к конкретному государству тех земель, которые были заселены и находились под территориальной юрисдикцией другого государства. Первый плебисцит был проведен в 1791 году, его предметом было присоединение к Франции некоторых государственных образований. В 1805 году состоялся плебисцит по вопросу унии между Швецией и Норвегией и, в случае его расторжения, была определена форма государственного правления для последней. В 60-70-х годах XIX века в процессе объединения Италии было проведено ряд плебисцитов.

Почти все плебисциты, произошедшие в XIX веке, имели так называемый оккупационный характер. Они проводились на основе решений органов государств, к которым по результатам плебисцита должны были присоединиться соответствующие территории, и в условиях, когда эти государства, по сути, контролировали проведение голосований. Начиная с середины XIX века, плебисцит был признан в практике международных отношений правовым обоснованием территориальных изменений. В то же время плебисцит исполнял роль одного из средств мирового урегулирования международных споров.

Впоследствии плебисцит начали воспринимать и как возможный способ реализации права наций на самоопределение. По результатам таких плебисцитов, например, самоопределились Исландия в 1944 и Алжир 1962 году. Однако плебисциты иногда проводились в политических условиях, когда, по сути, невозможно было реальное волеизъявление населения. Таким образом состоялось голосование, в частности, в Австрии по аншлюсу (присоединению к Германии), предварительно уже фактически совершенного в 1938 году. За присоединение Австрии тогда проголосовало свыше 99% населения Германии и Австрии. Референдумы в современной Германии, согласно Конституции, запрещены. Законодатели объяснили запрет тем, что именно путем плебисцита фашистская партия в свое время пришла к власти.

Плебисцит и референдум

С середины XIX века вместе с термином «плебисцит» начали также применять термин «референдум». Первый был присущ теории и практике романских стран (Италии, Испании, Франции и др.), второй широко использовался в Швейцарии и США. Впоследствии оба термина начали рассматривать как синонимы. В то же время многие авторы видят определенные различия между референдумом и плебисцитом. Последний рассматривается как одна из разновидностей референдума по предмету, а именно как голосование по поводу государственной принадлежности или статуса той или иной территории. Сейчас плебисцитом признается также голосование по поводу определения или изменения формы государственного правления. Таким, например, было голосование в Исландии, по результатам которой была не только провозглашена независимость страны, но и определена форма ее правления. Вопрос формы государственного правления был предметом плебисцита в Италии 1946, Греции 1975 и Бразилии 1993 года. Существует также точка зрения, согласно которой разница между референдумом и плебисцитом заключается в том, что предметом первого может быть принятие конституции или закона или внесения изменений в них, а также отмена закона, а предметом плебисцита — решение всех других вопросов. Иногда плебисцит называют голосованием о предоставлении «верховной власти» одному лицу. Такой подход сформулирован в французской юридической литературе еще в конце XIX века. По ним плебисцитами были, в частности, голосование по предоставлению Наполеону Бонапарту статуса пожизненного консула в 1802, а впоследствии императорского титула в 1804 году. При любых условиях, отличие между референдумом и плебисцитом признается в науке. Однако по своей политико-правовой природе и порядке проведения они являются тождественными.

Литература

  • Волова Л. И. Плебисцит в международном праве. — М., 1972.
  • Шаповал В. М. Конституционное право зарубежных стран. — К., 1997.