Правительствующий сенат

Правительствующий сенат Российской империи — высший государственный орган, созданный Петром I в период утверждения абсолютизма в России.

Образован Указом от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената» как высший орган государственной власти, законодательства и надзора. С 1726 по 1730 годы — Высокий сенат. После смерти Петра Великого отстранён от надзорной деятельности, а при Александре I полностью утратил законодательные полномочия. С начала XIX века вновь стал осуществлять надзорную деятельность за государственными учреждениями. С 1864 года — высший кассационный орган Российской империи. Распущен после Октябрьской революции 22 ноября 1917 года Декретом о суде № 1.

История

Возникновение и становление Сената в царствование Петра Великого

Заседание Сената при Петре I

Сенат начал действовать с 1711 года как коллегиальный орган законодательной власти и надзора за государственными учреждениями. В отличие от органов с таким же названием в Швеции и Речи Посполитой российский Сенат не наделялся парламентскими функциями и был лишь законосовещательным органом. В противовес Боярской думе Сенат стал бюрократическим органом с назначаемыми чиновниками, делопроизводственным аппаратом и подведомственными учреждениями. При Петре I структура Сената была простой: 9 членов с обер-секретарями, которые лично присягали императору, в числе которых — рекетмейстер, герольдмейстер, обер-фискал, генерал-ревизор и др. До 1722 года сенаторами были и президенты коллегий.

Не раз роль, место и компетенции Сената менялись. Сначала он принял обязанности Разрядного приказа (ведавшего военными делами), занимался назначением на военные и штатские должности, регистрировал служилых людей, чтобы те не уклонялись от государственной службы, принимал апелляции, а указом «О должности Сената» 1718 года получил право на издание собственных указов, в частности в области административного права, которым, однако, пользовался недолго. Пётр I, получив титул императора в 1721 году, запретил Сенату издавать от своего имени общегосударственные законы.

За годы правления Екатерины I и Петра II политическое значение Сената упало, он перестал быть органом надзора за государственным аппаратом.

При Екатерине II

В первые годы правления Екатерины II политическая роль Сената значительно возросла, поскольку императрица нуждалась в поддержке официальных институтов власти. Граф Н. Панин, который собрал вокруг себя множество талантливых людей, надеялся реорганизовать Сенат так, чтобы он стал эффективным административным органом и выполнял бы роль арбитра между органами верховной власти и Императорским советом, что в конечном итоге способствовало бы ограничению абсолютной власти монарха и укреплению законности. Екатерина II предложила собственный проект реформы Сената (1763), согласно которому он устранялся от законодательной деятельности. Наиболее важные акты, такие как Учреждение о губерниях (1775), Жалованная грамота дворянству (1785), Жалованная грамота городам (1785), императрица заключала сама или поручала их заключение наиболее доверенным сановникам. Екатерина II, боясь опасных олигархических тенденций Сената, реформировала и структурировала его на 6 изолированных департаментов с чётко определённой компетенцией каждого: 4 из них находились в Санкт-Петербурге и 2 в Москве.

Сенат от царствования Александра I до второй половины XIX века

Здание Правительствующего сената в Санкт-Петербурге

При Александре I в 1802—1803 годы были попытки реформировать Сенат, предоставив ему законодательные функции с возвратом надзора за администрацией, в том числе и за создаваемыми министерствами, а также изменить его состав и положение в системе государственного управления. После напряжённых дебатов Негласный комитет одобрил проект графа П. Завадовского, но Александр I не допустил его практического воплощения. Другие проекты также не устроили императора, т. к. они преуменьшали законодательную монополию монарха. 8 сентября 1802 года император всё же издал указ определявший права, обязанности и организацию Сената. Его законодательные функции передавались Государственному совету Российской империи, созданному в 1810 году, вместе с тем лишившись права высказывать свои замечания к проектам законов, административные же — министерствам, из которых первые 8 были основаны в 1802 году, а также Комитету министров Российской империи. Александр I предоставил сенату статус института административной юстиции, прокуратуры и суда с такими функциями: рассмотрение административно-судебных дел, надзор за государственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, а также охрана и гарантия особых прав различных сословий. Император усилил сенаторские ревизии, в частности в отношении винных откупов и деятельности местного государственного аппарата. Верховная власть, создав новые органы управления, отвела Сенату второстепенную роль, превратив его в высший орган суда и надзора.

Судебная реформа Александра II

Судебная реформа 1864 года повлияла на структуру и направление деятельности Сената, способствовала сохранению его как высшего органа суда и надзора. В связи с тем, что высшими апелляционными инстанциями становились судебные палаты и уездные съезды мировых судей, его апелляционная деятельность постепенно отпадала, он рассматривал только те апелляционные и кассационные дела, поступавшие для от губернских прокуроров и губернаторов, а также дела судебных органов тех губерний, на которые не распространялась судебная реформа 1864 года, и дела с обвинениями в преступлениях чиновников выше 5-го класса. Сенат всё больше превращался в судебное учреждение, а потому уменьшалась численность сенаторских ревизий. Он сохранил за собой право первой публикации законов с правом следить, за тем чтобы частные лица и государственные учреждения не публиковали законодательные акты раньше Сената. С этой целью, начиная с 1863 года, печаталось сенатское издание «Собрание узаконений и распоряжений правительства», которое рассылалось 1-м департаментом в виде небольшой брошюры во все высшие, центральные и местные учреждения. В 1872 году в составе Сената основано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах», в состав которого, кроме сенаторов вошли и назначаемые императором представители сословий: губернский и уездный предводители дворянства, губернский городской голова и волостной старшина Санкт-Петербургской губернии.

В годы революции

Сенаторы на групповом фото 1914 года

В период революции 1905—1907 годов деятельность Сената стала активнее в связи с нарушениями, которые допускались во время выборов в Государственную думу Российской империи. В 1906 году при нём функционировал Верховный уголовный суд, который рассматривал главным образом преступления чиновников. Способствовала его активизации и аграрная реформа П. А. Столыпина, потому как Сенат становился высшим апелляционным органом по земельным делам. В начале XX века Сенат состоял из департаментов. В ведении 1-го находились дела об административных правонарушениях, которые рассматривались по старому законодательству в закрытым порядке. Их было особенно много вследствие постоянного нарушения губернаторами законодательства о деятельности земских и городских органов. Место 2-го апелляционного департамента, основанного в 1882 году, занял «крестьянский» в котором сосредоточились крестьянские административные дела, в частности жалобы крестьян на губернские органы по вопросам их хозяйственного и земельного устройства, а также их личные, имущественные и общественные дела. Судебный департамент рассматривал дела старых судебных департаментов и межевые споры. Герольдия занималась дворянскими делами, почётными гражданами, княжескими, графскими, баронскими титулами, изменением фамилий, составлением гербовников. Из апелляционных департаментов Сената сохранились лишь 4-й и 5-й, которые в 1898 году были объединены с межевым и судебным департаментами. Два кассационные департамента (гражданский и уголовный), основанные в 1866 году, рассматривали жалобы на решения мировых судей, отменяли их постановления или передавали на просмотр в другой судебный орган в соответствии с реформой 1864 года и были высшими инстанциями по делам юстиции. Продолжала деятельность Высшее дисциплинарное присутствие, основанное в 1885 году для рассмотрения дел о нарушении судьями закона. После свержения самодержавия в 1917 году было ликвидировано Особое присутствие и Верховный уголовный суд, а Вышсшее дисциплинарное присутствие переименовано в Высший дисциплинарный суд. Остальные органы осталась без изменений. Сенат был ликвидирован на основе декрета советской власти от 22 ноября 1917 года.

Местом пребывания Сената с 1711 по 1814 годы была Москва, а затем, до 1917 — Санкт-Петербург; в Москве оставались 6-й, 7-й и 8-й департаменты и некоторые сенатские конторы; 9-й и 10-й департаменты находились в Варшаве. В 1871 году 1876 года московские и варшавские департаменты Сената были ликвидированы.

Литература

  • Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — Изд. 4-е. — М., 1997.
  • История Правительствующего сената за двести лет (1711-1911 гг.) — СПб.: Сенатская типография, 1911. — Т. 1—5.
  • Рогожин А. И., Ярмыш А. Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII — конец XVIII в.). — К.: Громада, 1989. — 312 с.