Президентская республика

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Президентская республика — форма государственного правления, при которой государственная власть осуществляется президентом, наделённым широким кругом полномочий. В частности, при такой форме правления в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Президентская республика считается разновидностью республиканской формы правления. В качестве синонима в юридической литературе часто используется термин «дуалистическая республика». Термин «президентская республика» говорит сам за себя: президент занимает в государстве доминирующее положение. Также его называют сильным президентом. Главная черта президентской республики — исполнительная власть в ней чётко отделена от законодательной власти, а взаимоотношения между этими властями основываются на системе взаимных сдержек и противовесов.

История института президентства

В античные времена термином «президент» обозначали председательствующих на различных собраниях. Само это слово происходит из латинского языка и буквально значит «сидящий впереди». Позднее термин проник в политику. В Древнем Риме им стали называть председательствующего в сенате и в некоторых других публичных органах. Однако в современном понимании этот термин не употреблялся ни в античности, ни во времена существования ранних буржуазных республик в Европе. Первой президентской республикой стали Соединённые Штаты в 1789 году, после всенародных выборов, на которых президентом страны был избран Д. Вашингтон. После этого события институт президентства начал стремительно распространяться в странах Нового мира. Вскоре этот институт добрался и до Европы, где в 1848 году должность президента была введена во Франции и в Швейцарии. Что же касается других европейских стран, то до конца XIX века многие из них оставались монархиями. В 1847 году в Африке первый президент возглавил Либерию, а в 1854 Оранжевую республику (позже вошла в состав ЮАР). В Азии первыми президентами стали Сунь Ятсен, возглавивший в 1911 году Китай, а уже вскоре, в 1923 году — Мустафа Кемаль, ставший первым президентом Турции.

Особенности и разновидности президентской формы правления

Современные президентские республики

В сфере государственного управления полномочия президента достаточно широки. Как верховный главнокомандующий вооружёнными силами он единолично назначает на высшие командные должности, присваивает воинские звания. Президент осуществляет руководство внутренней и внешней политикой страны. Акты (указы, распоряжения), изданные президентом, имеют обязательный характер. Чтобы не допустить чрезмерного превышения исполнительной власти, возглавляемой президентом, над законодательной властью, в президентских республиках право законодательной инициативы формально предоставляется только депутатам парламента, а не президенту. Так же действует правило о несовместимости парламентского мандата с занятием должности в высшем органе исполнительной власти. Президентские республики устанавливаются преимущественно в условиях двухпартийной системы, то есть в тех странах, где доминируют две основные партии или партийных блока. Классическим примером президентской республики являются США. Президентские республики распространены в Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Мексика, Суринам), в некоторых странах Азии (Индонезия, Сирия) и Африки (Мозамбик, Нигерия).

Разновидностью президентской республики является суперпрезидентская форма государственного устройства, при которой принцип разделения властей хоть и признаётся, но на деле соблюдается только внешне. Вся реальная власть в таких республиках находится в руках президента и подконтрольных ему органов. Эта форма правления близка к авторитаризму. Суперпрезидентские республики, в свою очередь, делятся на президентско-монократические (президент является руководителем единственной разрешенной в стране партии, являющейся носительницей обязательной государственной идеологии), президентско-партократические (президент избирается высшим органом единственной в стране руководящей партии), президентско-милитарные (устанавливается после военного переворота, с провозглашением его руководителя президентом страны) республики.

Признаки

Признаки президентской республики:

  • президент и парламент непосредственно избираются народом (за исключением США, где президент избирается коллегией выборщиков);
  • президент как правило не имеет права досрочно распустить парламент (за исключением случаев, когда это право закреплено основным законом), а парламент не имеет права прекращать полномочия и отправлять в отставку правительство путём выражения ему вотума недоверия;
  • ведущую роль в делах государства играет президент, который в большинстве президентских республик является одновременно главой государства и главой правительства;
  • как правило, нет должности премьер-министра (исключения — Египет, Перу);
  • президент самостоятельно формирует и распускает правительство, назначает и увольняет министров;
  • президент и правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность (правительство такую ответственность несёт перед президентом);
  • парламент не может уволить министров, если они не нарушали закон;
  • президенту принадлежит право вето в отношении законов, которые принимает парламент, но парламент может преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов;
  • в некоторых случаях, при назначении президентом высших должностных лиц и судей требуется согласие на это парламента или его палаты;
  • заключённые президентом международные договоры должны быть ратифицированы парламентом;
  • судебная власть следит за конституционностью и законностью актов законодательной и исполнительной ветвей власти и обеспечивает их соблюдение.

Преимущества и недостатки

Положительные черты президентской республики:

  • создаются оптимальные условия для реализации принципа разделения властей;
  • всенародно избранный президент олицетворяет единство страны и выступает символом сплочённости нации;
  • при такой форме правления вся управленческая власть сосредоточена в одних руках, что очень важно для быстрого решения чрезвычайных общенациональных проблем в переходных и кризисных условиях;
  • исключена или существенно ослаблена возможность возникновения различных межпартийных конфликтов, которые могут проявляться в парламентской деятельности.

В то же время в рамках президентских республик усиливается опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента относятся к другой партии (блоку партий).

Литература

  • Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юрайт-М, 2001. — 640 с.
  • Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2000. — 586 с.
  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х томах / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 1995. — Т. 2. — 448 с.
  • Косолапов М. Ф., Эбзеев Б. С. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. — М.: Юрист, 2000. — 492 с.