Прокуратура СССР

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Прокуратура СССР — государственные органы в системе органов государственной власти Союза ССР.

Утверждены 20 июня 1933 года, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об учреждении прокуратуры СССР». Предшественником прокуратуры СССР была Прокуратура Верховного Суда СССР, утверждённая ещё в 1923 году. Деятельность последней была связана в основном с функционированием самого судебного органа Союза, однако она имела и другие полномочия. В частности она следила за законностью постановлений центральных органов власти СССР, проводила конституционный надзор за соответствием законодательной и административной деятельности органов союзных республик, их правовых актов Конституции СССР, определяла правильность разрешения конфликтов и споров между союзными республиками с точки зрения союзного Основного Закона. Прокуратура Верховного Суда осуществляла также надзор за: правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений СССР и союзных республик; за соответствием постановлений пленумов верховных судов республик общесоюзному законодательству; за правильностью применения действующего законодательства в приговорах, решениях и постановлениях коллегий Верховного Суда СССР и другие функции. Широкими полномочиями был наделён Прокурор Верховного Суда. Он имел право законодательной инициативы, право приостанавливать исполнение решений и приговоров коллегий Верховного Суда СССР, постановлений, распоряжений объединённых государственных политических управлений и т. д.

Так сложилось, что в то время в стране фактически функционировали две организационно не связанные между собой прокурорские системы: Прокуратура Верховного Суда СССР и прокуратуры союзных республик (в т. ч. прокуратура РСФСР) в структуре республиканских наркоматов юстиции. С образованием Прокуратуры СССР начался процесс полной централизации прокуратуры Советского Союза. Очередным шагом стало принятие 20 июля 1936 года Постановления ЦИК и СНК СССР «Об образовании Народного комиссариата юстиции Союза ССР». Прокурорские органы и органы следствия в союзных республиках были выведены из состава наркоматов юстиции и подчинены непосредственно Прокурору СССР, в результате чего советская прокуратура окончательно сложилась как единая система органов, осуществлявших многопрофильную прокурорско-надзорную деятельность на всей территории СССР. Вся полнота прокурорской власти сосредоточивалась в лице Генерального прокурора СССР. Его назначал Верховный Суд СССР сроком на 7 лет. Он полновластно и окончательно решал все вопросы прокурорской компетенции на территории Союза, в т. ч. в России, без согласования с любой российской государственно структурой, хотя РСФСР считался суверенным государством. Республика была лишена даже права назначать прокурора России, прокуроров областей. В Конституции СССР отмечалось, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры регулировались Положениями о прокуратуре СССР 1933 и 1955 годов соответственно, Законом «О прокуратуре СССР» 1979 года. Россия, как и другие республики Союза не имели даже своих законодательных актов о прокуратуре союзной республики. Конституционно-правовой статус прокуратуры СССР определялся Основным Законом. В Конституции СССР 1977 года указывалось, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Союза всеми министерствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных советов, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями, должностными лицами, а также за гражданами осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчинёнными ему прокурорами. Централизованная прокурорская система СССР объединяла прокуратуры союзных автономных республик, краев, областей, округов, городов и районов, военные и специализированные прокуратуры. Их основной задачей было укрепление законности и правопорядка, защита от всевозможных посягательств на общественный порядок, политическую и экономическую систему СССР, защита прав и свобод граждан, законных интересов государственных предприятий, учреждений, а также государственных и общественных организаций. Для этого прокуроры были наделены правом опротестовывать незаконные акты, вносить представления об устранении причин правонарушений, расследовать преступления, привлекать виновных к ответственности, им принадлежало право санкционировать арест граждан. Широкие полномочия имели прокуроры по надзору за законностью деятельности судов, их решений, постановлений и приговоров, а также за работой органов предварительного следствия. Прокуроры были обязаны принимать меры к своевременному устранению любых нарушений закона. Прокуратура СССР прекратила свое существование после распада Союза Союза.

Литература

  • Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме Советского государства / Отв. ред.: Б. М. Бабий — К.: Наукова думка, 1972.