Судебная риторика

Судебная риторика (греч. ῥητωρική — ораторское искусство, красноречие) — судебное ораторское искусство, красноречие.

Зародилась в Сиракузах в V веке до н. э., когда после свержения тирана Трасибула и возрождения демократии состоялись многочисленные процессы по делам о захвате тиранами частного имущества. Эти процессы проводились с участием представителей народа и требовали особого вида красноречия. Судебная риторика достигла высокого уровня в Древних Афинах благодаря существованию судов присяжных (гелиасты). Сначала судебные ораторы (логографы) только составляли речи сторон, впоследствии им было разрешено выступать в суде. Самые известные афинские судебные ораторы — Лисий, Исей, Ликург, Гиперид, Эсхин, Демосфен. В Древнем Риме расцвет ораторского искусства совпадает с началом периода республики. Блестящим красноречием отмечались судебные речи Катона, Красса, Гортензия, Цицерона. Феодальный режим Средних веков не способствовал развитию ораторского искусства. До нас дошли лишь образцы судебного красноречия французских ораторов, деятельности которых способствовало создание парламентов (судов), где и позже, в XVI — XVIII веках, выступало много выдающихся ораторов. В Англии политическое красноречие преобладало над судебным. В Германии развитие судебной риторики началось после революции 1848. Искусством ораторского мастерства хорошо владели юристы прошлого — А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский, М. П. Карабчевский, А. Л. Боровиковский и др.

Классическим является разделение судебной риторики на пять основных частей:

  • Поиск, сбор, накопление соответствующих материалов и доказательств, которые следует использовать в речи, а также их систематизация.
  • Диспозиция, т. е. расположение материала — разделение речи на вступление, изложение, разработку (обоснование своих утверждений и опровержение противоположного) и заключение.
  • Словесное выражение — подбор слов, сочетание слов, тропы, риторические фигуры.
  • Запоминание текста.
  • Произнесение речи — рассматривается как наиболее творческая часть языковой судебной деятельности. Осуществляется в прениях сторон, выступлениях обвинителя и адвоката. Является реализацией принципа состязательности судебного процесса.

Литература

  • А. Ф. Кони. Собрание сочинений, т. 3. М., 1967.
  • П. С. Бондаренко. Судебная речь. Львов, 1972.
  • П. Сергич. Искусство речи на суде. М., 1988.
  • Н. С. Алексеев, 3. В. Макарова. Ораторское искусство в суде. Ленинград, 1989.
  • В. И. Смолярчук. А. Ф. Кони и его окружение. М., 1990.
  • Ф. Н. Плевако. Избранные речи. Тула, 2000.