Федеративное государство

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Федеративное государство — союзное государство, состоящее из субъектов федерации, которые обладают определенной юридической и административно-политической самостоятельностью.

Современные федеративные государства

Как синоним употребляется термин «федерация». Федеративная форма государственного устройства устанавливается основными законами. «Австрия является федеративным государством», — говорится в ст. 2 Конституции Австрийской Республики. Принятие федеративной формы удостоверяется некоторыми конституционными положениями, в частности теми, которые служат разграничению предметов ведения между самим государством и субъектами федерации. Во многих случаях соответствующая форма государственного устройства отражена в официальном названии государства: Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Объединенная Республика Танзания и др.

Иногда свидетельством принятия федеративной формы является официальное название парламента государства или его палат. В России и Швейцарии, например, парламент носит название «федеральные собрание». В ФРГ палаты номинированы как бундестаг (федеральное собрание) и бундесрат (федеральный совет). В Австрии верхняя палата называется бундесратом, в России — Советом Федерации. В большинстве случаев признаком федеративного устройства является именно двухпалатность парламента, причем верхняя палата обычно обеспечивает представительство субъектов федерации. В Австрии, ФРГ и некоторых других странах, форма государственного устройства конституционно отражена и в таких официальных названиях, как федеральный президент, федеральное правительство, федеральный канцлер и т. п.

Федеративное государство характеризуется сложной политико-территориальной организацией. Субъекты федерации имеют статус государственных образований. Официальные названия субъектов федерации: штаты (Австралия, Бразилия, Эфиопия, Малайзия, Мексика, Микронезия, Нигерия, США), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ), округа (Коморские острова), острова (Сент-Китс и Невис) и т. д. В России субъектами федерации являются республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Помимо субъектов, в состав некоторых федеративных государств, входят федеральные территории (Австрия, Индия, Канада), федеральные (столичные) округа (Австралия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США) и т. п. По своему статусу они являются специальными (особыми) административно-территориальными единицами государства. Статус федеративных территорий обусловлен прежде всего относительно низким уровнем их социально-экономического развития. При определенных условиях федеративные территории могут получить статус субъектов федерации. В федеративных (столичных) округах локализованы и функционируют высшие органы государства и другие важные государственные и негосударственные организации. Организация власти на уровне федеративных территорий, федеративных (столичных) округов и других соответствующих единиц имеет особенности по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. В Австрии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Нигерии и Пакистане конституционно предусмотрено их представительство в верхних палатах федеральных парламентов. Ключевым признаком субъектов федерации как государственных образований является то, что они не наделены качеством суверенитета. Они не могут формулировать и осуществлять внешнюю политику и ограничены федеральной конституцией в решении вопросов внутренней политики. В то же время в конституциях некоторых федеративных государств (Мексика, ОАЭ, Швейцария) оговорено наличие суверенитета у субъектов федерации. Однако эти положения являются, по сути, конституционными фикциями и признают за субъектами лишь ограниченный суверенитет. Кроме того, субъекты государства почти всегда лишены права выхода из состава федерации.

Субъекты федерации обладают некоторыми признаками, присущими государству. Они имеют важное значение для установления статуса субъектов как государственных образований. В то же время эти признаки являются в целом формальными учитывая именно отсутствие суверенитета у субъектов федерации. К таким признакам во многих случаях отнесено наличие конституций у субъектов федераций. В России, конституции приняты в республиках. В других же субъектах соответствующую роль играют уставы, что является примером, так называемой асимметричности федерации. По общему правилу конституции субъектов должны соответствовать основному закону федерации, которая нередко служил для них образцом. В некоторых федерациях предусмотрено так называемое вертикальное гражданство: человек является одновременно гражданином федерации и субъекта. Практически во всех федерациях государственный механизм состоит из федеративных органов и органов ее субъектов. Конституции федераций устанавливают принципы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами или же разграничивают полномочия соответствующих органов. Обычно выделяют 4 модели разграничения предметов ведения: исключительные полномочия федеральных органов, исключительные полномочия органов субъектов, конкурирующие полномочия (совместное ведение федерации и субъектов) и остальные полномочия органов субъектов. На практике, однако, эти принципы нередко нарушаются. Так, например, в США новые объекты законодательного регулирования должны быть отнесены к компетенции федерального конгресса. К тому же, конституциями некоторых федеративных государств (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика) предусмотрена федеральная интервенция, или президентское правление. При определенных обстоятельствах глава государства может прекратить полномочия законодательного и исполнительного органа отдельного субъекта федерации и для управления им временно назначить специального представителя.

В юридической литературе приняты различные классификации федеративных государств. В частности выделяют договорные и конституционные федерации. Договорные образуются на основе волеизъявления суверенных государств, решивших объединиться или войти в состав другого государства. К договорным федерациям относятся также классические федерации (Швейцария, США), которые эволюционировали от конфедерации. В Австралии и Канаде федерация возникла в результате объединения самоуправляющихся колоний. Конституционные федерации образуются по решению «центра». Основой для создания и существования таких федераций является конституция или другой учредительный акт внутреннего характера. Нередко имеется сочетание признаков договорной и конституционной федерации. Так, принятию действующей конституции РФ предшествовало заключение федеративного договора. Федеративные государства иногда классифицируются как децентрализованные и централизованные, зависимости от объема полномочий органов субъектов. Такая классификация является условной, поскольку по сравнению с унитарным государством федеративному объективно присуща децентрализация власти. Выделяют также асимметричные федерации, в которых очевидно нарушены принципы равенства субъектов. Асимметричными, по сути, являются большинство федеративных государств, поскольку полностью принцип почти нигде не соблюдается. Различают федерации, организация территории которых обусловлена ​​исключительно историческими и географическими факторами, и федерации, в структуре которых в той или иной мере учтены этно-национальные факторы. Некоторые авторы выделяют также «мягкую федерацию», субъекты которой наделены правом сецессии. Такое право было предусмотрено в Конституции СССР. В настоящее время право на выход из состава федерации имеют субъекты таких государств как Канада и Сент-китс и Невис.

См. также

Литература

  • Винсент О. Смысл американского федерализма / Пер. с англ. А. Оболенского — М.: Арена, 1993. — 320 с. — ISBN 5-87474-007-4.
  • Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма / Московский государственный юридический университет. – М., 1997. – 398 с.
  • Федерализм: теория, институты отношения / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — Институт государства и права РАН. — М.: Юристъ, 2001. — 374 с. ISBN 5-7975-0385-9.