Фикх

Материал из Юрпедии — сетевой юридической энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Фикх (араб. فقه‎ — понимание, знание) — исламская доктрина о правилах поведения мусульман; комплекс норм исламского права. Источниками фикха являются Коран, сунна, иджма (согласованное мнение исламских учёных по разным вопросам), кияс (суждение по аналогии). Знатоки фикха называются факихами.

Некоторые учёные используют термины «фикх» и «шариат» в качестве синонимов для обозначения исламского права. Другие полагают, что шариат — исламское право в широком смысле, являющийся главным источником фикха, а фикх же в свою очередь — нормативно-правовая база шариата, который рассматривает в основном вопросы, касающиеся правил поведения человека в обществе и его обязанностей перед Аллахом.

История

Исламская доктрина формировалась в Арабском халифате течение 2-й половины VIII—X столетия в процессе иджтихада (толкования Корана и сунны муджтахидами — знатоками исламской догматики). К середине VIII века в Арабском халифате действовали нормы обычного права, сложившиеся ещё в доисламской Аравии (период джахилии — «невежества»), а также местные нормы права, которые действовали на завоёванных арабами территориях. В этот период правовая система Халифата переняла многие нормы римского (византийского) права, некоторые нормы талмудического и канонического (восточно-христианского) права, нормы местного обычного права, которые позже были исламизированы. Со 2-й половины VIII века включение в состав Халифата новых стран и народов требовало создания унифицированной правовой системы, которая бы отвечала принципам ислама. Становление фикха происходило параллельно с формированием сунны — совокупности хадисов — прецедентов, созданных пророком и его первыми преемниками — «праведными» халифами Абу Бакром, Омаром, Османом и Али.

Карта распространения мазхабов

В этот период фикх ещё не выделяется из общей теории богословия (ильм аль-калам), знатоки-факихи занимаются простой систематизацией уже имеющихся норм-прецедентов, содержащиеся в Коране и сунне, составлением сборников тематически подобранных хадисов-прецедентов. Однако во 2-й половине VIII—IX столетий усиление рационалистических основ фикха приводит к его выделению из общего богословия и становления как собственно юриспруденции, хотя в доктринальной части он сохраняет неразрывные связи с Кораном и сунною. Считалось, что Коран и сунна, как предоставленные Богом институты в принципе не могут иметь пробелов в регулировании жизни правоверных. Поэтому задача знатоков-муджтахидов состояла в том, чтобы рациональным толкованием выделить из Корана и сунны нормы права, которые имплицитно (скрытно, неявно) содержатся в них. В фикхе были подробно разработаны приёмы «выделения» факихами юридических норм из священных текстов путём суждения по аналогии (кияс) или их одобрения авторитетными исламскими учёными (иджма). На основе кияса возник особый раздел фикха — усуль аль-фикх, посвящённый учению об источниках права, методам их толкования и применения при решении конкретных правовых ситуаций. В X веке фикх окончательно сложился как самостоятельная дисциплина среди других религиозных наук. Выводы факихов постепенно превращались в действующее право в результате их санкционирования и официальной поддержки государством, например путём их воплощением в судейских решениях. Вследствие, в системе фикха стала выделяться его позитивная часть — фуру аль-фикх (позитивное исламское право). В отличие от основ фикха (усуль аль-фикх), которые были чётко сформулированы основателем шафиитского мазхаба (школы права) Мухаммадам ибн Идрисом аш-Шафии, отрасли позитивного права не были чётко систематизированы.

Начиная со 2-й половины XIX века в странах исламского мира началась так называемая вестернизация, закончившаяся усвоением многих норм европейского права. Вследствие этого фикх постепенно терял своё доминирующее положение в праве государств с мусульманским населением. Однако полностью он так и не был вытеснен. В настоящее время фикх применяется в той или иной степени во многих сферах общественной жизни и главным образом при регулировании отношений личного статуса. Институт фикха сохранил своё значение в уголовном и гражданском праве ряда мусульманских стран. В частности в Саудовской Аравии, Марокко, Иране, Иордании, Пакистане и др., невыполнение таких обязанностей как выплата закята, совершение молитвы и т. д., преследуется уголовным законом. Другим примером могут служить гражданские кодексы таких стран как Алжир, Кувейт, Бахрейн, Иран и др., которые требуют в случае пробела в праве обращаться к выводам авторитетных исламских правоведов.

Школы фикха

В процессе становления фикха возникали различные правовые школы (мазхабы): шафиитский, маликитский, ханафитский, ханбалитский, джафаритский и т. п., которые по-разному толковали источники мусульманского права, его отрасли, институты и нормы. Существовали и другие правовые школы, но до XIV века сохранились только указанные выше мазхабы. В отличии от исламских течений, которые расходятся по ключевым вопросам религии и соответственно исключают друг друга, мазхабы признаются всеми без исключения мусульманами. Это означает, что мусульманину не обязательно строго следовать определённому мазхабу; для решения какого-либо вопроса он может обратиться к любой правовой школе.

В рамках мазхабов в течение долгого времени происходила систематизация трудов выдающихся муджтахидов прошлого, их переработка в сокращённые и упрощённые сборники. Во времена Средневековья и в Новое время среди трудов по фикху стали преобладать сборники фетв, сгруппированных по предмету регулирования, с указанием источника каждой из них.

Большинство суннитских сборников фетв имели универсальный смысл и включали в себя следующие основные разделы: омовение, молитва, закят, пост, паломничество, различные торговые сделки и обязательства, порядок пользования собственностью, наследование, брачно-семейные отношения, различные виды правонарушений, отношения мусульманских властей с немусульманами и другими государствами, судоустройство, правила ношения одежды и приёма пищи и др. Шиитские правоведы обычно придерживаются иной классификации, разделяя все нормы фикха на четыре группы, регулирующие соответственно порядок осуществления религиозных обязанностей, двусторонние соглашения, в том числе по вопросам брака, односторонние сделки, ответственность за преступления и ответственность за нанесение вреда.

Схема школ фикха

Основатели школ исламского права

Литература

  • Фикх // Юридическая энциклопедия: в 6-ти томах / Под ред. Ю. С. Шемшученко, Ф. Г. Бурчака, М. П. Заблюка и др. В 6 томах. — К.: Украинская энциклопедия, 1998 — 2003. — 672 с.