Халифат

Халифат (араб. خلافة — наследник, наместник).

1. Идея создания всемирного исламского государства в мусульманской политико-правовой мысли;

2. Форма правления в некоторых мусульманских странах с VII века н. э.; теократическое государство с совещательными органами правления.

Идея Халифата сформировалась в XI — XIV веках. Определялась прежде всего как организация верховной власти, абсолютная наследственная монархия, созданная для защиты веры и управления земными делами с целью поддержания порядка и справедливости. Самые известные сторонники идеи Халифата — аль-Маварди (974 — 1058), аль-Ферр (прим. 1066), аль-Джувейни (1028 — 1085), Ибн Халдун (ум. 1405), Ибн-Джемана (ум. 1416).

Особенности

Согласно суннитской доктрине в Халифате суверенитет принадлежит народу, который через совет (Шуру) авторитетных юристов теологов (муджтахидов) избирает халифа — монарха и первосвященника; заключает с ним договор и контролирует его выполнение. Халиф обладает абсолютной исполнительной властью, но она ограничена нормами шариата. Законодательную деятельность он может осуществлять только вместе с Шурой. Нарушение правителем договора освобождает народ от обязанности подчиняться ему. Роль Шуры как органа власти и определяет Xалифат как «совещательное правление». В XI веке возникла идея об отделении Xалифата (духовной власти) от султаната (светская власть).

В XIX веке вместо идеи о всемирном Xалифате появляется идея создания имамата независимых мусульманских государств. В 1834 году на территории горного Дагестана и Чечни возникает государство, известное под названием «Северо-Кавказский имамат». Организация власти здесь практически идентична Халифату. В руках главы государства — имама, сосредоточена вся духовная и светская власть; как и в Халифате в Имамате действует консультативный орган. Шиитская доктрина «имамат» гласит, что носителем суверенитета и безраздельной власти в государстве является монарх и одновременно духовный лидер, неподотчетный народу; его лицо священно, сущность и цель государства является непознаваемыми для народа. Власть передается по завещанию имама по роду потомков Али, зятя пророка Мухаммеда.

Возникновение и развитие

Территория Халифата в 750 году

Xалифат как государство сложилось в результате распространения Мухаммедом (ок. 570 — 632) мусульманской религии сначала в Ясрибе (теперь Медина, Саудовская Аравия), позже по всему Аравийскому полуострову в 20-х годах VII столетия. Мухаммед сосредоточил в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власти, но важные решения принимал после совещаний с Шурой. После его смерти мусульманский правитель принял титул «халиф Разул ал-Аллах» (преемник пророка). Xалифат считался всемирным исламским государством. Первые халифы избирались мусульманской знатью среди ближайших родственников и сподвижников Мухаммеда. Потихоньку Xалифат стал превращаться в наследственную (по завещанию) или узурпированную монархическую форму правления.

В 632 — 661 годах, в течение правления первых четырех (т. н. праведных) халифов, был завершено политическое объединение Аравийского полуострова. В VII и 1-й половине VIII столетия был присоединен весь Ближний Восток, завоевана Средняя Азия, Закавказье, Северная Индия, Северная Африка, Западная Европа (Пиренейский полуостров). Столицами Xалифата были Мекка и Медина (до 661), Дамаск (661 — 750), Багдад (750 — 1258). В VIII ст. Xалифат разделен на административно-войсковые единицы — эмираты; эмиры назначались халифом. Суд был отделен от администрации и подчинен шуре. В IX веке власть халифов была ограничена: исполнительная власть перешла к их заместителям — великим визирям; духовная и судебная власть — к главному кади (верховному судье); власть местных руководителей (эмиров и султанов) стала наследственной. В 945 году Багдадский халиф лишился светской власти, но сохранил духовную власть над суннитами (кроме суннитов Пиренейского полуострова и Северной Африки). В X — XI веках Багдадский халифат охватывал лишь часть Ирака и Ирана, а в 1258 году был завоеван монголами. В 929 — 1031 существовал Кордовский халифат (на Пиренейском полуострове), в 785 — 985 годах — Марокканский халифат (в Северо-Западной Африке), в 1261 — 1517 годы — Каирский (Египетский) халифат (в Северо-Восточной Африке). С 1517 по 1923 годы Xалифатом считалась Османская империя. Оттоманский халифат был упразднен декретом президента Турецкой Республики в 1924 году. Сейчас идея Xалифата используется для идеологического обоснование различных форм правления (республики, абсолютной и конституционной монархии, теократии) в странах, где ислам является государственной религией.

Литература

  • Халiфат // Юридическая энциклопедия: в 6-ти томах / Под ред. Ю. С. Шемшученко, Ф. Г. Бурчака, М. П. Заблюка и др. В 6 томах. — К.: Украинская энциклопедия, 1998 — 2003. — 672 с.